Коррупция в госзакупках
Коррупция в госзакупках процветает с каждым годом. Человечество страдало от коррупции двадцать лет назад и продолжает страдать сейчас, поскольку в принципе ничего не увеличилось, кроме расценок. К сожалению, в наши дни можно увидеть проявления коррупции буквально на каждом шагу. Это приводит развитие страны ко дну. Многие мошенники воплощают в реальность свои криминальные планы, которыми пользуются годами и на которые ведутся люди. Естественно, есть люди, которые настроены против взяток и коррупции, но в бизнесе и других сферах полно людей, которые берут взятки, бесчестно совершают государственные закупки и при всем этом не несут никакого наказания. К примеру, по последним данным около 50% ВВП страны распределяется только путем рынка госзакупок и именно там совершаются все самые выгодные махинации для коррупционеров. В этой статье будут рассмотрены самые яркие примеры нарушения закона, которые, возможно, повлияют на пресечение таких действий и помогут стать на шаг ближе к справедливости и честным сделкам.
Только определенная компания принимает участие в конкурсе
Для того чтобы получить государственный заказ, компании или поставщики должны победить в конкурсном отборе. Для этого каждая, изъявившая желание участвовать компания, должна принять участие в специальном аукционе и торговаться вместе со своими конкурентами. Весь смысл в том, что компания, которая желает победить, должна назвать самую минимальную сумму и при этом комфортные условия для совершения покупок или продаж. Наиболее выгодное предложение обычно побеждает, но не всегда все проводится на честном уровне. Очень часто все компании, которые принимают участие в торге, заранее обсуждают, кто какую цену предложит, и как они поделят между собой выдвинутые предложения. Естественно, это нарушение всех правил.
Каждая компания по такой схеме получает свой регион и начинает там развиваться. Обычно, без выигрыша в данном конкурсе не остается никто, но это неправомерно, хотя и избавляет участников от конкуренции, споров и проигрыша. Если этот способ еще может сработать, то, к примеру, проводить переговоры какому-либо участнику аукциона непосредственно с государственным заказчиком строго запрещено, но даже здесь многие идут на какие-то хитрости. Если государственный заказчик сам выбрал своего фаворита, то он может сделать все для того, чтобы победил именно он. Так, очень часто сразу же находятся ошибки в документации, недочеты или условия ужесточаются настолько, что другие конкурсанты не могут их выполнить. Таким образом, выходит, что выигрывает «сильнейший», а точнее заранее отобранная организация, которая внесла хороший взнос.
К участию допускаются исключительно аффилированные компании
Из-за распространившейся по стране коррупции многие предприниматели, организации и инвесторы считают, что деньги решают все. В итоге массовыми стали злоупотребления со стороны мошенников и предпринимателей, которые не очень честно ведут свою игру. Таких участников общего конкурса необходимо отнести к аффилированным предпринимателям. Если как пример взять сферу строительства, то существует множество веских доказательств, которые подтверждают, что разработчиками многих государственных планов, проектов и нормативов являются частные организации. Они были аффилированы, поэтому процент компаний, которые не имеют к этому никакого дела и принимают участие в торгах, практически равен нулю. Из-за аффилированных отношений с заказчиками нечестные подрядчики обычно получают некие преимущества во время согласования контрактных условий. Так, они могли регулировать сроки, договоренности, выплаты и многое другое. Чаще всего аффилированные подрядчики побеждают за счет очень сложных технических заданий, которые не могут выполнить обычные компании, которые ничего не подозревают о коррумпированных планах.
Сложные технические задания становятся преградой для победы в конкурсе
Как говорилось чуть выше, идеальный вариант «продвинуть» желаемого кандидата – составить сложнейшее техническое задание, которое сможет выполнить только он. Например, это может быть вычленение из официальных документов и проекта продукции, которые просто необходимы в строительных работах. Так, описывается абсолютно каждый товар, после чего высчитывают его допустимое количество. Для того чтобы создать сложное ТЗ, обычно количество таких товаров минимальное, из-за чего проект сразу же становится нереализуемым для многих участников. Для того чтобы подать заявку на дальнейшее рассмотрение, каждая организация должна указать в смете все показатели, сумму и собственное решение проблемы. Важно отметить, что во время подготовки заявления никто из участников не имеет права пользоваться общими базами данных, сравнивать свои цифры с другими и ориентироваться на что-либо, из-за чего выполнение становится очень сложным. Многие участники выходят из борьбы еще на этом этапе, если все было распланировано высшими органами, в итоге побеждает одна компания, которая заведомо уже и считалась лидером из-за проплаченности.
Бороться с откатами невозможно
Откатные преступления, касающиеся коррупции совершаются все чаще. Возможно, для кого-то это станет шоком, но даже на книжных полках в магазинах можно найти пособия, которые учат совершать идеальные откатные преступления. Очень часто откаты маскируются в виде официального перевода какой-либо суммы денег человеку, который занимает высокую должность в городе, регионе или стране. Все это маскируется под благотворительность и финансирование какого-то избирательного фонда, что в принципе не карается законом, но под таким благим жестом скрывается коррупция.
Нецелевые расходы государственных закупок
Как говорилось ранее, коррупция в Российской Федерации процветает, и никто ничего с этим не делает. Так, очень часто выделенные средства используются не в том направлении. К примеру, компания, которая одержала победу в конкурсе, может направить выделенные ей средства на оплату совершенно других вещей, а не на то, что было оговорено в первоначальном плане. Очень часто для прикрытия коррупционеры распределяют средства так, что частично они оплачивают те товары, услуги и работы, которые были запланированы, но в целом бюджетная смета покрывает иные, выгодные только компании расходы. Еще в 2010 году сумма нецелевых расходов при государственной закупке составляла примерно триллион рублей. Спустя 8 лет эта сумма только увеличилась. К сожалению, за подкуп, откаты и нецелевые расходы сейчас могут отвечать перед судом только государственные лица, что значительно уменьшает круг потенциальных виновных, из-за чего нецелевые государственные закупки продолжают совершаться, деньги пропадают из государственного бюджета, а отвечают за это единицы.
Сговор между заказчиком и компанией – выгодный путь к победе
Согласно закону, если компания не выполнила план и потратила деньги нецелевым образом, то глава этой организации должен понести наказание, если растраты государственного бюджета превысили 10 миллионов рублей. Если же ко всему прочему компания выиграла в аукционе нечестным путем и договорилась с заказчиком и другими высокопоставленными людьми, то это уже считается не просто нарушением закона, но и должностным преступлением.
В наши дни законы мало кого пугают, поэтому сговор между компанией и заказчиком – это дело обычное. Из-за такого нечестного ведения переговоров повышаются расценки на строительство, продукцию, оказание услуг, из-за чего из государственного бюджета тянется как можно больше денег, а компания и заказчик всегда остаются в плюсе, поскольку их расходы определенно меньше, чем описанные в документации растраты. Даже молодежь не видит меры и во время устройства на работу одна выпускница московского высшего учебного заведения пришла устраиваться на работу и потребовала, чтобы ее заработная плата составляла 500 тысяч рублей ежемесячно. Это указывает на неадекватность восприятия профессионального уровня у молодежи, но между этим примером и тем, что требуют компании от государства можно провести параллель. Точно также госзаказчики, которые промышляют коррупцией и строят планы, требуют от казны как можно больше денег, хотя не дотягивают до этого уровня.
Сговор между компаниями и субподрядными организациями
В этом случае организации и компания договариваются между собой по поводу расценок на продукцию, которая в будущем будет поставляться. Например, если рассматривать строительство, то это может быть бетон, щебень и другие материалы, без которых процесс не может быть выполнен. В случае коррумпированного заговора цены на все материалы поднимаются до небес, а это в свою очередь влияет на определение котировки. Чаще всего в цене уже содержится сумма отката, которая в будущем распределится между самой компанией и субподрядчиками, которые тоже внесли свой вклад.
Ремонт дорог и строительство – самые коррумпированные отрасли в РФ
Безусловно, сфер, в которых на каждом шагу проявляется коррупция, намного больше. К примеру, сюда можно отнести медицину, обучение, оказание всевозможных услуг, бизнес, но строительные работы и ремонт дорожного покрытия всегда занимали первые позиции в любых рейтингах. Все это из-за того, что среди всевозможных тендеров наибольшую прибыть приносят именно две эти сферы. Ремонт дорог был актуален всегда, а строительство развивается с каждым днем, следовательно, можно очень хорошо нажиться на других людях, на государстве, поэтому эти сферы наиболее коррумпированные. Но все махинации проводятся на высококлассном уровне, из-за чего наказать виновников практически невозможно, а дорогие все еще находятся в ужасном состоянии, точно так же как и новые постройки очень часто бросают, так их и не завершив. Согласно последним цифрам, сфера строительства занимает 34% в таблице общедоступной коррупции Российской Федерации, а ремонт дорог охватывает 27%, все остальные проценты намного ниже, потому что сферы не такие прибыльные.
За последние пять лет не было ни одного громкого дела
Как уже говорилось выше, коррупция в нашей стране остается безнаказанной. Даже если сейчас открыть интернет и попытаться найти дела на эту тему, не будет ровным счетом ничего, потому что информация либо утаивается, либо ее нет. Это говорит о том, что нужно усовершенствовать законодательство и меры, которые применяются в адрес коррупционеров. Существуют декларативные нормы, которые якобы должны решать эту серьезную проблему, но по факту они не становятся препятствием для коррупционных дел. Большую роль во всем этом играет и малая активность граждан. Даже зная о правонарушении и взятках, практически никто не подает жалобу и не афиширует эту проблему. Если просмотреть статистику уголовных дел, которые были открыты по факту коррупции, то ее практически нет, поскольку таких дел возбуждается очень мало.
Для того чтобы все сдвинулось с мертвой точки, необходимо качественно организовать систему противодействия противоправным злоупотреблениям. В первую очередь нужно обратить внимание на коррупцию и ужесточить все те нормы, которые уже существуют. Необходимо сделать все для того, чтобы коррупционные сговоры афишировались, рассматривались судом, обсуждались в СМИ, только так возможно хотя бы немного снизить уровень противоправных действий и побед на тендерах. Если начать действовать стремительно и радикально, то государственный бюджет сохранит ни один миллион, а ремонтные работы, строительство, оказание услуг будут выполняться не только качественно, но и честно. Для того чтобы этот процесс контролировался, можно начать практиковать контрольную закупку. Ее смысл в том, что под видом обычного участника аукциона отправляется представитель органов, который изнутри узнает всю специфику торгов и поймет, совершается ли правонарушение при выборе победителя конкурса и его дальнейших действиях.