Виды строительного песка

виды строительного песка
Песок – то самый массовый, по сути, строительный материал. Он практически незаменим, так как его используют в большинстве строительных процессов – от создания бетона, кладочных и штукатурных смесей до производства кирпича и черепицы, как керамической, так и бетонной. Очень много песка уходит на создание дорог в качестве подушек под основное полотно, а также под плитные и ленточные фундаменты. Но для производства разного вида работ требуются разные виды строительного песка, поэтому каждый строитель обязан разбираться в них, чтобы возводить наиболее качественные сооружения.

Строительный песок относится к природным сыпучим материалам, он подразделяется на несколько основных категорий, самые востребованные из них – песок речной, морской и карьерный, особую популярность имеет песок дробленый, а также очень мелкий пылеватый (пустынный). Рассмотрим эти категории более подробно.

Какие виды строительного песка существуют

Речной песок.

Речной песок – самый качественный из всех видов песка. Он считается очень чистым, так как добывается в руслах рек и на берегах пресных озер, поэтому он имеет очень мизерное количество примесей, что позволяет его использовать в строительстве без дополнительной обработки.
Цена на такой песок относительно невысокая, но в последнее время, с увеличение темпов строительства, разработка песка в реках сокращается, и цена на этот песок медленно, но верно поднимается. В силу своих качеств речной песок может применяться практически во всех видах строительных работ, с его применением получаются хорошие бетонные смеси и декоративные штукатурки. Однако для производства бетона для фундаментов тяжелых зданий такой песок не годится из-за пониженной адгезии к раствору в виду мелких размеров песчинок и их гладкой поверхности.

Речной песок представляет собой продукт естественного дробления множества горных пород, в основном мягких, но имеются фракции и более твердые, более древние. Во время своего путешествия по дну реки фракции камня обкатываются, шлифуются, получают сферическую или близкую к ней форму и уменьшаются в размерах. Песок этого вида подразделяется на две разные категории по размерам частиц – мелкий (0,5 мм) и крупный (более 1 мм). Первый более распространен и встречается в основном в устьях рек или близко к ним. Крупный песок разрабатывают в верховьях или в среднем течении рек, он менее распространен, потому и более дорогой, чем песок мелкий. Но его используют в основном для штукатурных смесей, а для изготовления бетона и кладочных растворов лучше всего подходит именно мелкий песок.

Цвет речного печка в основном желтый, оттенки могут быть самые разные, но встречаются и очень темные, почти коричневые.

Добывают речной песок двумя способами – с помощью экскаваторов (если река мелкая) и гидравлических насосов, установленных на плавучих платформах. По берегам очень многих озер и рек образовываются дюны из такого песка, и дюнный песок более загрязнен, чем песок, добываемый со дна водоемов, поэтому требует тщательной промывки.

Морской песок.

Такой песок также получается путем дробления камней разных пород, шлифовки фракций и уменьшения их размеров, но только не в результате путешествия по руслу реки, а в процессе морского прибоя – обычно в штормы морем производится очень большое количество песка, поэтому самый качественный морской песок – в северных регионах нашей страны. Морской песок почти по всем качествам не уступает песку речному, однако у него есть два существенных минуса.

Во-первых, берега морей, на которых можно добыть песок, есть не везде, и во внутренние регионы страны его требуется транспортировать, что повышает его стоимость. Во-вторых, морской песок пропитан солями, которые негативно воздействуют на цемент при приготовлении бетона, поэтому его следует хорошо мыть, прежде чем запускать в производство. Конечно, менее соленые северные моря предоставляют песок, который не нуждается в серьезной промывке, но тут возникают трудности с вывозом этого материала из-за отсутствия развитых транспортных коммуникаций.

Также как и речной, морской песок состоит из множества пород камня, а также мелких кусочков ракушек, и имеет несколько видов по величине фракций. Самый мелкий песок добывается вблизи берега, а самый крупный, и самый востребованный – далеко в море. Крупный песок хорош тем, что он менее обкатан, имеет неровные формы, поэтому у него хорошая адгезия, и бетон для тяжелых фундаментов с его применением имеет более высокие качества.

Цвет морского песка такой же, как и у песка речного, и добывается он аналогичными способами – с помощью драг и насосов.

Карьерный песок.

Больше всего песка сегодня добывается в карьерах, так как они не привязаны к морям и рекам, и имеются практически на всей территории нашей страны. Дело в том, что в древние времена на континенте плескались мелкие теплые моря, которые очень быстро наполнялись песком. После того, как суша начала подниматься в результате геологических процессов, моря высохли, обнажив свое песчаное дно.

С течением времени песок покрылся слоем плодородного грунта, но во многих местах залежи песка подходят очень близко к поверхности. Также и очень большое число рек, которые текли с гор по долинам, и также становившиеся источником песка, постоянно меняли свои русла, а на месте старых образовывались новые песчаные пласты. Именно в этих местах и размещается большинство современных карьеров по добыче строительного песка.

Карьерный песок – самый распространенный из всех, которые сегодня используются в строительстве. Он общедоступен, потому сам по себе очень дешев. Однако у него есть существенный недостаток – он слишком замусорен глинистыми включениями и каменистыми фракциями, потому требует очистки и отмывки, что заметно его удорожает.

Впрочем, дешевый немытый и не очищенный песок также применяется в огромных количествах там, где степень его загрязнения не имеет значения, например – при строительстве дорог, для создания дамб, песчаных подушек под монолитные бетонные фундаменты и прочее подобное.

Так как карьерный песок состоит из древних морских, речных и озерных видов песка, то и цвет его соответствует им, в основном он желтый, хотя оттенки могут варьироваться в самых широких пределах, вплоть до белого и коричневого. Этот песок имеет смешанные фракции, потому содержит в себе песчинки совершенно разного размера. После промывки и очистки такой песок подвергается сортировке по фракциям, и первым делом из него удаляются гравий и щебень, которые представляют собой иные виды сыпучих стройматериалов. После этого отсортированные партии песка развозятся на строительные площадки.

Искусственный песок.

Искусственный песок – это песок, получаемый путем дробления горных пород, в основном мягких – мрамор, базальт, песчаник и прочих подобных. Отдельно стоит песок кварцевый, который добывается при дроблении относительно твердых кварцитов.

Дробленый песок имеет более высокие качества, чем пески речные, морские и карьерные. Самое главное его положительное качество – в результате дробления камня он получает угловатые, неровные формы и шероховатую поверхность песчинок, что значительно повышает его адгезию, и с его применением получаются самые качественные бетонные смеси. Благодаря массовому производству такой песок имеет не очень высокую цену, потому производство этого песка очень выгодно, и на него имеется постоянный спрос.

Также дробят и более мягкие породы камня, такие как пемза или туф, они прекрасно подходят для заполнителей при производстве легких бетонов.

Пылеватый песок.

Такой песок в основном добывают в пустынях, но для проведения большинства работ он не пригоден, так как имеет очень малую дисперсию – фракции его очень маленькие, менее 0,1 мм. Получается этот песок путем выветривания горных пород, и, по сути это самый распространенный песок в мире, так как ветер и камень, который он разрушает, имеется везде.

Часть пылеватого песка оседает в морях и реках, входя в состав речных, морских и карьерных песков, но основная часть собирается в большие массивы, которые заполняют огромные пространства. Чаще всего такой песок используется для производства некоторых видов кладочных растворов с высокой адгезией и для создания подушек под дорожные полотна и плитные фундаменты с целью уменьшения пучинистых свойств грунта при промерзании.